Разбор нового закона (перепечатано с сайта СНТ Пищевик)
ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
"О ведении гражданами садоводства, огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Ускорить процесс перехода граждан от незнания норм закона к их знанию.

Дать понятный инструмент для оказания помощи гражданам в их стремлении разобраться с нормами нового ФЗ-217 от 29.07.17 г. "О ведении гражданами садоводства, огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в виде коротких комментариев к положениям закона.

Показать практическое применение в деятельности СНТ, как юридического лица, и в индивидуальной деятельности садоводов, как собственников земельных участков, положений нового закона в целях получения взаимной выгоды для обеих сторон от совместной работы в решении общих задач.
С момента принятия и ввода в действие старого ФЗ-66 от 15.04.98 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" до принятия Государственной Думой РФ нового Федерального закона ФЗ-217 от 29.07.2017 г. "О ведении гражданами садоводства, огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прошло без малого почти 20 лет. Так как новый закон вступает в силу с 1 января 2019 г., то этот срок как раз соответствует 20 годам.
Причин для разработки и принятия нового закона, несмотря на различные мнения на этот счёт, было много. Главной из них является то, что земельные участки, занимаемые людьми для садоводства и огородничества, к апрелю 1998 г. уже почти все принадлежали гражданам на праве собственности или другом вещном праве, что явилось следствием проводимой в РФ земельной реформы с 1990 года. Поэтому разработанный во второй половине 90-х годов ФЗ-66 от 15.04.98 г. запоздал с адаптацией к складывающимся новым формам и методам ведения садоводства и огородничества гражданами на 8 лет. Почему 8? Ответ ниже выделенным шрифтом (обратите внимание на даты законодательных актов):
Федеральный закон РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 "О земельной реформе".
Указ Президента от 27.10.1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в РСФСР».
А что изменилось? Земля вроде бы та же, порядок ведения садового хозяйства такой же. Ан нет. Вместо коллективного ведения садоводства на единомземельном участке, принадлежащем садоводческому объединению или предприятию, учреждению и т.п. в результате раздела земельного выдела появились индивидуальные земельные участки, принадлежащие гражданам на праве собственности и участки земли общего пользования, к-е для ведения садоводства уже не предназначались, а всего лишь служили средством для создания имущества общего пользования в целях обеспечения ведения индивидуального садоводства. Садоводы теперь сами не только владели своими участками, но получили право ими распоряжаться и пользоваться по своему усмотрению в рамках земельного законодательства.
Законодатель, пытаясь адаптировать 66-й Федеральный закон к новым требованиям, в течение 20 лет внёс множество поправок, к-е частично закрыли проблемы, а некоторые ещё больше запутали ситуацию. Произошло это в результате противостояния нескольких социальных групп, лоббирующих свои интересы в СНТ, часть из которых мало вникает в суть правоотношений, к-е имеют место быть в каждом садоводческом объединении.
Обозначим эти группы или сообщества, чтобы правильно понимать в дальнейшем все или почти все нормы нового ФЗ-217 от 29.07.17 г.:
1. Группа, защищает старые, отжившие нормы старого закона, те нормы, к-е основаны на коллективном садоводстве, когда все звенья управления имуществом общего пользования находились в руках председателя и правления, как органов юридического лица. Нравится это кому-то или нет, но суть таких правоотношений сводится к "колхозным" из недавнего прошлого СССР. Колхозные отношения не говорят о том, что колхоз - это плохо. Это означает только то, что организация в виде колхоза не подходит для выстраивания правоотношений между собственниками земельных участков и самим юридическим лицом с организационно-правовой формой типа "СНТ". Утверждения о том, что садоводы сами управляют в СНТ нужно сразу отбросить в сторону, как не соответствующие реалиям.
2. Группа, к-я во главу угла ставит интересы гражданина, как собственника своего имущества, включая имущество общего пользования, к-е создаётся на средства этого гражданина и должно управляться гражданином. Суть таких правоотношений сводится к заключению гражданско-правовых договоров между гражданами - собственниками земельных участков и организацией, призванной гражданами для управления их совместным (или долевым) общим имуществом, при условии, что такая организация призывается (учреждается) по решению граждан, а не навязывается извне.
3. Малочисленная группа, но очень влиятельная, к-я правдами и неправдами пролезла в органы управления СНТ и осуществляет управление не по закону, а по понятиям, пришедшим к нам из 90-х. Эти лица не интересуются нормами законов, а если и интересуются, то только в своих частных, корыстных интересах. Как только из сферы их влияния на СНТ и на садоводов исчезают корыстные интересы, так эти лица быстро и незаметно исчезают, прихватив по максимуму деньги граждан, доверивших им свои средства на благие дела. В эту же группу входят и те, кто пытаются управлять в новых экономических условиях (частной собственности на землю и на имущество) по старому, по принципам колхоза, по сложившимся правилам ещё при СССР. Именно с представителями этой группы чаще всего встречаются и разговаривают наши государственные чиновники, включая руководителей страны. Последние наивно полагают, что мнение председателей садоводческих объединений и есть мнение народа. Хотелось бы верить в то, что это не так, что руководство РФ имеет и другое мнение.
Пусть отдельные и пока очень малочисленные председатели и их правления простят ресурс за предъявляемые обвинения в беспределе. Вас это не касается. Плохо только то, что вас очень мало, практически нет. По оценкам ресурса таких СНТ не более 2 - 3% от общего количества СНТ, ОНТ в РФ.
4. Большая группа, включающая в себя непосредственно самих садоводов, к-е добросовестно хозяйствуют на своих садовых земельных участках и платят, платят, платят в органы управления своих объединений, нисколько не задумываясь о законности своих платежей, беззаветно доверяя "правителям" и продолжая носить в голове фатальную необходимость: во что бы то ни стало сохранить кормушки для отдельных представителей из СНТ, занимающих кресла в правлении. Занятые своими делами на садовом участке, работая на основной работе в городе, они даже не пытаются вникать в хитро расставленные для них ловушки и законность деятельности организаций в лице СНТ и им подобных. Народ не зря говорит: "Сколько верёвочке не виться, а конец всё равно будет". Всё больше людей начинают понимать, что не всё чисто в "садовом королевстве", что их явно и нагло с завидной регулярностью кидают на деньги, и эту ситуацию необходимо разруливать своими силами.
Есть ли между группами что-то общее, объединяющее. Да, конечно. Люди из первой группы и третьей постепенно уходят в прошлое. Процесс идёт очень медленно в силу очень многих внешних и внутренних причин, влияющих на деятельность садоводов и самих СНТ.
Люди из четвертой группы, встречаясь с несправедливостью в СНТ и, пытаясь разобраться в ситуации, постепенно пополняют собой вторую группу. А набравшись знаний и опыта, перетаскивают туда же своих соседей и знакомых. Тенденция эта постепенно ускоряется в масштабах всей РФ. Она достигнет своего пика примерно к 2025 году. К этому времени в большинстве СНТ садоводы сумеют навести порядок и получат квалифицированное большинство для принятия законных, прозрачных и понятных для всех решений в интересах граждан - собственников садовых, огородных участков. Их примеру последуют и соседние СНТ. Земля, как известно, слухом полнится.
Определив кто и за что борется, условия, в к-х создавался, в том числе, новый закон о садоводстве, выделим главные задачи этого раздела "217-фз от 29.07.2017 г.":
Задача 1: Ускорить процесс перехода граждан от незнания норм закона к их знанию.

Задача 2: Дать понятный инструмент для оказания помощи гражданам в их стремлении разобраться с нормами нового ФЗ-217 от 29.07.17 г. "О ведении гражданами садоводства, огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в виде коротких комментариев к положениям закона.

Задача 3: Показать практическое применение в деятельности СНТ, как юридического лица, и в индивидуальной деятельности садоводов, как собственников земельных участков, положений нового закона в целях получения взаимной выгоды для обеих сторон от совместной работы в решении общих задач.
Начнём разбор с наименования закона, что определённо показывает борьбу названных выше групп за будущие доходы и то, насколько ещё живучи в нас всех вместе взятых старые понятия об общности людей, называемых СНТ, заботиться о которых якобы должно исключительно только государство. Так ли это на самом деле? Давайте попробуем понять новый закон.

Федеральный закон 217-фз от 29.07.2017 г.

"О ведении гражданами садоводства, огородничества для собственных нужд

и о внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации"

Начиная изучение норм ФЗ-217 от 29.07.17 г., напомним о том, что в ходе его подготовки за конечный текст формулировок и новых норм законодательного акта боролись специалисты, входящие в противоположные друг другу группы, различающиеся в подходах и взглядах на деятельность СНТ, на правовое положение садоводов. Все эти группы перечислены выше в предисловии к этой странице. В эти группы вошли и специалисты, непосредственно работавшие над текстом закона от Минэкономразвития. Именно поэтому, как мы увидим позже, закон получился, как всегда, половинчатым, оставившим множество нерешённых и нерешаемых сегодня проблем. В этой связи нам важно обратить внимание на два существенных изменения, к-е позволяют сделать вывод об общей направленности закона и судить о том, что получилось у законодателя в конечном итоге.
Итак, в первом чтении ГД был принят проект закона, имеющий следующее рабочее название:
«О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Название было несколько расплывчатым и не определяло лиц, кого затрагивали данные понятия. То ли речь шла о физических лицах, то ли об юридических, то ли о тех и других вместе взятых. Победу в этой неопределённости всё же взяли сторонники конкретизации наименования в связи с уже создавшейся ещё в начале 90-х годов индивидуальной системы ведения садоводства гражданами на своих индивидуальных садовых земельных участках. Т.е., каждый гражданин, оформив участок в собственность, имел полное право в соответствии с нормами Статьи 209 "Содержание права собственности" ГК заниматься садоводством без оглядки на СНТ при условии соблюдения норм закона в отношении вида разрешённого использования земельного участка "под садоводство".
Из законопроекта были также удалены, давно превратившиеся в часть населённых пунктов дачные участки с дачами, к-е практически сегодня и всегда имели все коммуникации, системы жизнеобеспечения и обслуживания аналогичные тем, к-е предоставляются городским жителям. Называть находящиеся за пределами границ населённых пунктов компактно расположенные индивидуальные земельные участки, принадлежащие гражданам, без коммуникаций, без условий жизнеобеспечения, дачными как-то не очень соответствует логике и практике ещё со времён СССР. Поэтому к второму чтению из проекта закона были выброшены «дачные хозяйства», что явилось следствием инициативы правительства и председателя правительства Д.А. Медведева, к-й убеждён в том, что необходимо оставить всего две организационно-правовые формы для юридических лиц, к-е имеют отношение к садоводству и огородничеству в РФ, исключив из них дачные организации и понятия "дачное хозяйство", "дачный участок".
В итоге в ГД на рассмотрение депутатам во втором чтении был предложен законопроект под новым названием, к-й и был принят в окончательном виде и подписан Президентом РФ 29.07.2017 г.:
"О ведении гражданами садоводства, огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Т.о., новый Федеральный закон 217-фз подчёркивает, и это очень важно, то, что закон призван регулировать правоотношения, складывающиеся между гражданами, ведущими садоводство или огородничество в индивидуальном порядке на своих индивидуальных земельных участках, и организациями, к-е призваны помочь гражданам в этой основной цели хозяйствования, а также другими организациями, учреждениями, ведомствами на основе гражданско-правовых договоров, призванных удовлетворить личные потребности граждан в ведении садоводства и огородничества. Других отношений Гражданский кодекс РФ не предусматривает.
Есть ещё несколько важных факторов, к-е необходимо учитывать "как есть", не ведясь на отрицающие их общие разговоры и попытки не применять нормы Гражданского кодекса отдельными гражданами. Решения проблем садоводства вне ГК нет и никакими нормативными правовыми актами объяснить такие потуги невозможно:
1. Любые правоотношения между членами (участниками) организации, в т.ч. в СНТ, регулируются членскими правами и обязанностями (ст. 53, 65.2, 65.3 ГК) в интересах юридического лица и внутри юридического лица на основании устава.
2. Правоотношения граждан собственников садовых или огородных участков с любыми лицами (юридическими или физическими лицами) могут и регулируются исключительно на основе гражданско-правовых отношений (договоров), в т.ч., с СНТ в интересах самих граждан. При этом такие отношения не являются членскими.
Подмена гражданско-правовых отношений членскими ведёт к тупику и неверному применению норм нового Федерального закона ФЗ-217 от 29.07.2017 г. и других нормативных правовых актов РФ.
3. Гражданские правоотношения между гражданами собственниками садовых (огородных) земельных участков и организацией (СНТ, ОНТ) выстраиваются с учётом баланса интересов обеих сторон на основе гражданско-правовых договоров, к-е заключаются между гражданами и организацией.
Эти выводы не новы и о них разговор впереди, но не на этой странице. Они существовали ранее и должны были применяться до 01.01.2019 г. в условиях действия старого ФЗ-66 от 15.04.98 г. И, собственно, старый закон, его нормы так и были построены, пока их не начали извращать отдельные представители правлений и председатели, приучив садоводов жить не по закону, а по понятиям из 90-х годов. До настоящего времени садоводы расхлёбывают последствия этих действий, возмущаясь поборами и открытым грабежом со стороны руководства СНТ. И никто, включая суды, не могут эту ситуацию переломить в пользу людей.
Можно ли изменить такое положение дел в садоводстве? Можно. Данный раздел сайта предназначен для внимательного изучения норм закона и практического их применения с 1 января 2019 г. Кто это будет делать, применять? Если снова исключительно правление и председатель, то ничего не изменится, а если сами садоводы, то всё может повернуться в одночасье. В процессе перехода от старого "СНТ" к новому "СНТ, как виду товарищества собственников недвижимости" садоводы должны, по меньшей мере, принять непосредственное и активное участие.